Маркетинговая стратегия, стратегия роста, анализ клиентской базы, стратегические сессии

Кейс: стратегия роста дистрибьютора

Как мы содействовали дистрибьютору Kixx - компании Знак Ойл - увеличить продажи на 70% за год
0
Задача
В 2010 году южнокорейский производитель GS Oil поставил перед своим дистрибьютором, Знак Ойл, амбициозную задачу - увеличить продажи на 50% по итогам года. Компания Знак Ойл уже более 10 лет успешно работала на рынке Дальнего Востока и Восточной Сибири, и такая задача требовала нетривиального подхода.
К решению обратиться в маркетинговое агентство нас сподвиг наш главный бизнес партнер - Корпорация GS Caltex (Ю Корея) объявив нам новые условия. Или мы агрессивно наращиваем продажи или лишаемся статуса эксклюзивного дистрибьюторства. Вызов был принят и мы с партнерами решили рискнуть. Но мы понимали, что своих ресурсов недостаточно, поэтому решили обратиться к консультанту по маркетингу.

Предприниматель, инвестор, бизнес-консультант
1
Анализ
Управленческий учет.
Мы начали с анализа текущих клиентов, а точнее с данных о продажах текущим клиентам, которые содержатся в управленческом учете.

Надо отметить, что управленческий учет и CRM-программы редко на нашей практике хоть сколько-нибудь подготовлены для аналитических задач, которые приходится решать при разработке маркетинговой стратегии. Так и нашем проекте, для того, чтобы получить нужный разрез и детализацию статистики продаж пришлось серьезно потрудиться как финансовому отделу, так и нам. В итоге мы смогли получить статистику продаж по каждому клиенту в нужном разрезе ассортимента, в динамике за несколько лет.

Основной инсайт. Мы обнаружили в статистике, что есть устойчивый рост продаж у одной ассортиментной группы [B2B], и нет такого роста у другой группы [B2C]. Дело в том, что дистрибьютор работает со всем ассортиментом производителя, но что-то продается лучше, а что-то хуже. Поэтому в эту сторону мало кто смотрит, т.к. производитель ставит задачи продавать все.

B2B-ассортимент, предназначенный для крупных производственных, логистических и других предприятий, где задействовано много техники – представляет собой моторное масло в бочках и специальные технические жидкости, которые используются, например, в бульдозерах, экскаваторах.


Анализ базы текущих клиентов похож на работу с золотоносной породой. Породу надо много мыть, много просеивать. Данные по клиентам тоже требуют множества итераций. Но в итоге, если нашел хороший инсайт, то он на вес золота!
Максим Шпигунов
MARKUS CEO, бизнес-консультант
Интервью.
После анализа клиентской базы провели 4 интервью с внутренними экспертами – менеджерами по продажам и топ-менеджерами. Оказалось, что у компании есть конкурентное преимущество в работе с B2B-сегментом. Технический/производственный бэкграунд менеджеров по продажам – разбираются в сложной строительной технике – могут поддержать разговор, порекомендовать что-то. Могут работать напрямую с главным инженером
С другой стороны, для успешной работы в B2C важно было обеспечивать высокий уровень дистрибуции и высокий уровень знания марки. Второе не зависело от дистрибьютора, а производитель не планировал вкладываться в продвижение без обеспечения дистрибуции.

Классический замкнутый круг). Нет дистрибуции – производитель не хочет вкладываться в известность марки, а розница конечно не хочет обеспечивать дистрибуцию когда производитель не вкладывается в известность марки...
2
Планирование
Основная сложность для нас, как Исполнителя, заключалась в том, чтобы донести важность фокусировки в стратегическом выборе. Часто нормальное желание ЛПР-ов распыляться на всех клиентов из-за страха потерять в продажах перекрывает в их парадигме все плюсы фокусировки.
Максим Шпигунов
MARKUS CEO
Серия стратегических сессий с собственниками продолжила работу над маркетинговой стратегией.
Основная сложность для нас, как Исполнителя, заключалась в том, чтобы донести важность фокусировки в стратегическом выборе. Часто нормальное желание ЛПР-ов распыляться на всех клиентов из-за страха потерять в продажах перекрывает в их парадигме все плюсы фокусировки.
Однако, как вы понимаете, доказать необходимость фокусировки на B2B-сегменте удалось. Собственники приняли и поверили, что выбирая в своем фокусе лишь часть клиентов, они совершают верный выбор. Что ресурсы и усилия всегда ограничены и лучше вложить их эффективно в одном сегменте клиентов, чем пытаться распылять везде.
Так подождите. Вроде писали про B2B-ассортимент, а теперь про B2B-сегмент. Поясните.
У Знак Оил было 2 канала продаж: дилеры и прямые продажи крупным корпоративным клиентам. Дилеры продавали как B2C-ассортимент – это 4-х и 1-литорые канистры масла, так и B2B-ассортимент – это бочки.
И B2B-сегментом в проекте мы стали считать тех дилеров, которые занимаются B2B-ассортиментом, то есть маслом и спец.жидкостями в большой таре, как праивло бочках.
Кстати, как раз работа менеджеров по продажам с крупными корпоративными клиентами напрямую, часто с главными механиками, главными инженерами обеспечивала и поддерживала то, конкурентное преимущество, которое мы выявили.
Итак, фокус на B2B-сегменте, т.е. на дилерах в регионах, продающих моторные масла и спецжидкости строителям, транспортикам, энергетикам, промышленникам. Во что конкретное это превратилось в плане маркетинга.
Очевидная потребность – дилеры хотят продавать больше, и как ни странно этого же хочет дистрибьютор. И в ходе страт.сессий появились следующие инструменты.
Очевидная потребность – дилеры хотят продавать больше, и как ни странно этого же хочет дистрибьютор. И в ходе страт.сессий появились следующие инструменты.
Первое. План обучения менеджеров по продажам региональных дилеров. Очевидно, что в любом деле требуется повышение квалификации, а тем более в продажах. А обучение партнеров теоретически влияло на возможности роста продаж.
Второе. Были изучены сформулированы конкурентные преимущества марки Kixx. Формализация позволяла привнести их в процессы обучения и закрепить в продажах марки.
Третье. Для открытия новых дилеров была разработана очень простая программа поиска потенциальных дилеров в списках знакомых всех учредителей Знак-Оил. Задача учредителей заключалась в том, чтобы проконтактировать со всеми своими контактами с обсуждением предложения о желании открытия дилерского бизнеса по продаже моторного масла Kixx.
Четвертое. Для усиления работы с текущими и новыми клиентами было принято решение о поиске, подборе и адаптации руководителя отдела продаж, который позволил бы по-новому, можно сказать более эффективно, организовать продажи.
Это была командная работа, с четким планом действий. По мере прохождения каждого этапа приходило понимание какие управленческие задачи нужно решить, что поменять в бизнес-модели и в оргструктуре компании для улучшения эффективности бизнеса и получения нужного нам результата.

Предприниматель, инвестор, бизнес-консультант
3
Реализация
В этом проекте мы увидели, как через идею выбора целевого сегмента, обоснованную статистическими выкладками и внутренними экспертными мнениями собственники заразились уверенностью и через эту уверенность прошла энергия проекта. Команда делала то, что в обычных условиях не стала бы, например, контактировать со всеми своими знакомыми для поиска предпринимателей, которые хотели бы заняться новым для них бизнесом. Как впоследствии оказалось, это было одно из самых эффективных действий.
Максим Шпигунов
MARKUS CEO
Теперь эти стратегия и план выглядит достаточно простыми. Однако, внедрение и такого плана потребовало достаточных усилий как с нашей стороны, как Исполнителя, так и со стороны Заказчика.
Главное, что на наш взгляд, удалось, это объединить команду собственников и управленцев в единой идее фокусировки. Обычно двигающиеся в неполном согласии и сомнениях, управленцы, недостаточно активны в своих действиях именно потому, что договориться не удалось.

Обучение продажников региональных дилеров сработало не только в прямой своей цели – повышении квалификации, а скорее просто из-за внимания дистрибьютора к своим партнерам, внимании к их задачам и трате своих ресурсов на одни и те же цели. Что вероятно было достаточно необычным шагом в то время.

Как итог, прирост продаж составил не 50%, а 70% за год, хотя и не все мероприятия были реализованы в полной мере. Корейский производитель оценил достижения дистрибьютора.
Честно скажу, что в какой-то момент, когда мы увидели, что стратегия работает, немного расслабились и реализовали план мероприятий не на все 100%. Но даже та часть, которую удалось выплатить в жизнь, дала нам возможность достигнуть поставленных целей - расширить дилерскую сеть в регионах за счет новых партнеров и существенно увеличить продажи за счет усиления позиций наших текущих дилеров.
На каждом этапе со стороны команды Маркус была поддержка: своевременные корректировки при реализации тактического плана, контроль за динамикой, привлечение дополнительных подрядчиков, консультации по всем возникающим вопросам.
Всегда с удовольствием делюсь этим кейсом, искренне рекомендую к сотрудничеству Маркус и приглашаю их в проекты своих клиентов и партнёров.

Предприниматель, инвестор, бизнес-консультант
Made on
Tilda